Союз Журналистов Республики Абхазия > Новости > БОРИС ЛЮБИМОВ: НИ ОДИН ВИД ИСКУССТВА ТАК НЕ СБЛИЖАЕТ ЛЮДЕЙ, КАК ТЕАТР

БОРИС ЛЮБИМОВ: НИ ОДИН ВИД ИСКУССТВА ТАК НЕ СБЛИЖАЕТ ЛЮДЕЙ, КАК ТЕАТР


04.12.2021

Сухум. 4 декабря 2021. Апсныпресс. 3 декабря в Государственном русском театре драмы им. Ф. Искандера прошла встреча с российским театроведом, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РСФСР, ректором Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заместителем художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, заведующим кафедрой истории театра России ГИТИС Борисом Любимовым.

На встрече, которая длилась более двух часов, присутствовали актеры Государственного русского театра драмы им. Ф. Искандера, Абхазского молодежного театра, Абхазского государственного драматического театра им. С. Чанба, театроведы, журналисты, а также абитуриенты, которые в эти дни проходили испытания для поступления в театральное училище им. М. Щепкина.

«У меня праздник! Вот уже три дня, как у меня праздник общения с Борисом Николаевичем Любимовым. А перед этим я целую неделю жил в предвкушении этого праздника. Это уже четвертая встреча, организованная Союзом журналистов Абхазии совместно с медиа-клубом «Формат А3». К нам уже приезжал российский историк, общественный деятель, профессор кафедры политологии МГИМО Андраник Мигранян, журналист, репортер, кинодокументалист Александр Зиненко, журналист – военкор Антон Степаненко. Сегодня у нас состоится встреча с замечательным деятелем культуры России Борисом Любимовым, – сказал председатель Союза журналистов Руслан Хашиг. Обращаясь к присутствующим в зале, он добавил: «Вы имеет право участвовать в формировании списка наших гостей, а наши партнёры из медиа-клуба «Формат А3» сделают всё, чтобы известные в России люди приехали к нам».

Он также обратил внимание на замечательное совпадение: приезд в Абхазию Любимова совпал с отбором абитуриентов для учебы в Щепкинском училище, ректором которого он является.

Борис Любимов поблагодарил инициаторов и организаторов встречи и подчеркнул, что для него большая честь стоять на сцене перед абхазской публикой. «Я хочу поблагодарить всех инициаторов и организаторов этой встречи, чрезвычайно важной и дорогой для меня. Это большая честь встретиться с вами» – отметил он.

Борис Любимов рассказал зрителям, как в 16-летнем возрасте сбежал из школы, чтобы связать свою жизнь с театром: «Странным образом вся ситуация в какой-то степени затрагивает разные ипостаси того, чем я занимался и занимаюсь в течение всей своей, уже достаточно долгой жизни. Я когда-то был театральным критиком, писал о театре. Я также вел передачи на радио и телевидении, правда они были не напрямую связаны с театром, потому что программа называлась «Читай Библию», это было лет 25 тому назад. Свою трудовую деятельность я начинал как осветитель Московского театра «Современник». В разных театрах мне приходилось работать, но вот уже 33 года я работаю в Малом театре. То, что я сейчас нахожусь не где-нибудь, а именно в театре, где есть кулисы, сцена, зрительный зал, для меня это чрезвычайно важно и дорого. Кроме того я с 1973 года занимаюсь преподавательской деятельностью, и когда я вижу здесь будущих студентов Щепкинского училища — это тоже одна из важнейших сторон моей жизни. Так вот совпало и организовалось с нашими организаторами сегодняшней встречи».

Со своей стороны генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба подчеркнул, что «визит в Абхазию такого известного театроведа, как Борис Любимов, для всех нас большая честь».

«Коллектив РУСДРАМа рад принимать Бориса Николаевича в стенах своего театра. Нам выпала уникальная возможность послушать выдающегося российского театроведа, педагога, ректора Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина. Я не верю, что стою с ним на одной сцене, что в эти дни мы занимаемся отбором ребят для поступления в театральное училище им. Щепкина. Отборочные испытания будут проходить еще два дня», – отметил Ираклий Хишба.

Приветствуя ректора театрального училища им. М. Щепкина, журналист Элеонора Когония вышла к нему на сцену, подарила две книги, одна из которых том со стихами известного абхазского поэта Таифа Аджба, пропавшего без вести во время грузино-абхазской войны.

«Я очень рада, что вы у нас в гостях. Я очень тоскую по тем временам, когда имея студенческий билет, я могла попасть в Большой театр, в Малый театр, в театр Станиславского. Я видела на сцене Майю Плисецкую, слушала Соткилава, смотрела игру Шакурова. Но теперь мы в замкнутом кругу. Мне кажется, что мы сегодня очень нуждаемся в театральной критике, в том, чтобы кто-то со стороны пришел и посмотрел на то, как работают наши театры, что ставят. Нам в Абхазии нужны театроведы, у которых не будет родственников здесь, нам нужна правда. Было бы хорошо, чтобы развивались взаимоотношения между деятелями культуры России и Абхазии», – сказала она.

Среди вопросов, которые задавались Борису Любимову, были вопросы о современных режиссерах, работе театров в период пандемии, о театроведческой деятельности и театральной критике, о том, как устроены театры в России сейчас, о женщинах-режиссерах.

На вопрос, кто принимает решения о том, что и как ставить в театре, Любимов ответил: «Кто принимает решения, зависит от того, как устроен театр. В одних театрах окончательное решение принимает художественный руководитель, в других – директор. В театрах, где есть главные режиссеры, большинство из них пытается стать художественными руководителями. Окончательное право подписи за главным руководителем».

Был задан и вопрос о театре и соцсетях.

«Социальные сети, с одной стороны, очень помогают, а с другой – мешают. В руках умных людей любое открытие или то или иное лекарство спасает и продлевает жизнь. В руках дикарей оно может привезти к взрыву, к чему угодно. Социальные сети замечательны, когда они помогают собрать деньги для людей с ограниченными возможностями, когда они сближают одиноких людей. Тут можно поклониться тем, кто их выдумал и тем, кто ими умело управляют. Но с их помощью можно совершать и чудовищные дела, когда сети объединят террористов и пр. Я думаю, что социальные сети – это сравнительно новое устройство человеческой жизни. И все же человеку недостаточно общения в соцсетях, насытившись виртуальным общением людям необходимо живое общение. …Ни один вид искусства – ни живопись, ни музыка, ни литература, ни кино – так не сближают людей, как театр, где есть три типа общения: общение актеров на сцене, общение между актерами и зрительным залом, общение зрителей друг с другом», – отметил Любимов и пожелал театрам Абхазии как можно быстрее открыться.

На вопрос, есть ли место женщине в мужской профессии режиссера, он ответил: «Начинали эту профессию конечно мужчины. Женские имена в режиссуре художественного театра появились в 30-е годы прошлого века. Оказалось, что женщины могут и это. Сегодня немало интересных режиссеров – женщин. Та же Галина Волчек, не так давно ушедшая из жизни. Сейчас женщины в режиссуре что-то делают, но самое пленительное, что может быть в театре – это все-таки женщина-актриса».

Ректор театрального училища им. Щепкина поделился и своими мыслями о том, как остаться в профессии в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

«Моя позиция очень простая – работать везде, где можно, играть спектакли и не терять квалификацию. Если есть возможность поехать на гастроли, то нужно ехать на гастроли, если нет такой возможности, надо продолжать репетировать, нужно быть готовым к тому, что в любую минуту тебя призовут высшие силы – как небесные, так и земные. … Надо быть готовыми к тому, что в любой момент театры начнут работать в полную силу. Служение театру – это сложное дело. Да, действительно, сейчас труднейший период в истории человечества. Да, сейчас мы закрылись, а как потом вернуть на сцену растренированных актеров, а в зрительные залы растренированных зрителей? Ведь они могут привыкнуть к тому, что можно не ходить в театр. Да, мы радостно сообщаем, что мы можем показать спектакль в Zoom, но это же совсем не то, когда в третьем ряду сидит и смотрит на тебя влюбленными глазами зритель. На экран ты не будешь смотреть влюбленными глазами».

Любимов не первый раз приезжал в Абхазию. Здесь есть и те, кому он в свое время преподавал. «Так сложилось, что два с половиной года назад, когда я приезжал сюда, я встречался со Светланой Корсая, которая когда-то была студенткой курса, на котором я, будучи аспирантом, начинал свою педагогическую работу. Мы знакомы с ней много лет. Вчера я встретился с незаурядным режиссерам, которого вы прекрасно знаете – Адгурм Кове, который учился в ГИТИСе на курсе, на котором я преподавал. Мы не виделись с ним с 1979 года. …Возможно, кому-то захочется поступить на театроведческий факультет ГИТИСа, а я там как раз тоже заведую кафедрой. Я готов помочь абхазским целеустремленным молодым людям, желающим связать свою жизнь со сценой», – сказал он.

Касаясь работы современных театров в России, Любимов отметил: «В каждом театре выстраивается своя система отбора репертуара, формирования театральной труппы, работы режиссеров. Есть штатные режиссеры, есть приглашенные. Невозможно перечислить все способы и возможности устройства театров в Российской Федерации. Очень многое изменилось по сравнению с прошлыми годами».

Борис Любимов с сожалением констатировал сокращение числа спектаклей в театрах: «В театрах гораздо меньше ставят спектаклей, иногда и по финансовым соображениям. Раньше в обычных московских театрах полагалось три спектакля в сезон, если же в театре две сцены, то там ставили 5 – 6 спектаклей в сезон. Сейчас выпускают один спектакль в сезон».

По словам Любимова, за 30 лет произошел разрыв между современной литературой, современной драматургией и современным театром. «В 70 – 80 годы драматурги играли ключевые роли и в Союзе писателей, и в Союзе театральных деятелей», – заметил театровед.

Есть ли возможность проводить мастер-классы для молодых абхазских актеров и студентов театрального отделения АГУ с участием мастеров из лучших российских театральных вузов, спросили у ректора «Щепки».

«Я думаю, что людей, которые согласились бы приехать сюда и провести мастер-класс найдется немало. Дальше начнется то, что связано с финансированием этого проекта. Если можно пригласить нашу команду, почему нельзя пригласить одного человека, чтобы провести мастер-класс в помещении этого театра. Идея хорошая, я ее одобряю, а дальше требуется ее реализовать».

Пришедшие на встречу с Борисом Любимовым, благодарили его за интересную, увлекательную и очень содержательную беседу и долго аплодировали мэтру.

(АП): Борис Николаевич Любимов (род. 29 июня 1947, Москва) — советский и российский театровед и педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), профессор (1991), ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина (с 2007 года), заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России (1999), заведующий кафедрой истории театра России ГИТИС (с 1982).

Сын литературоведа и переводчика, исследователя культуры Николая Михайловича Любимова и переводчика Маргариты Романовны Любимовой (Кессель).

В 1969 году окончил театроведческий факультет Российского института театрального искусства — ГИТИС (курс П. А. Маркова), затем — аспирантуру. С 1974 года — преподаватель ГИТИСа, в 1976 году защитил кандидатскую диссертацию «Проблемы сценичности произведений Достоевского».

С 1982 года — заведующий кафедрой театральной критики ГИТИСа (с 1991 года — кафедра истории театра России).

В 1988-1995 годах — заведующий литературной частью Малого театра, в 1995-1998 годах — заведующий литературной частью Центрального театра Российской Армии, с 1999 года — заместитель художественного руководителя Малого театра.

С 2003 по 2007 год — директор Государственного центрального Театрального музея им. А. А. Бахрушина.

С 2007 года — ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина.

Любимов автор более 500 научных трудов, статей и монографий. Основные работы посвящены истории русского театра, теории театра; актуальным проблемам современного российского театрального процесса и русского классического репертуара, методологии театроведения, русской литературе, а также истории Русской православной церкви, русской религиозно-философской и общественной мысли.

Книги: «О сценичности произведений Достоевского» (1981); «Действо и действие» (1997). Составитель сборника статей «Театральная критика: история и теория» (1989), к 100-летию со дня рождения П. А. Маркова «Театр, течения» (1998) и др. Автор и ведущий передачи на ТВ «Читая Библию» (с 1998), передач на радио «Новые языки» и «Действо и действие».